Признаки усталостных разрушений

Усталостное разрушение детали (трубопровода) мо­жет произойти в том случае, если она при работе под­вергается достаточно длительно­му действию переменных по вре­мени и величине нагрузок. Уста­лостное разрушение деталей име­ет ряд характерных признаков, по которым его можно отличить от других видов разрушения. Так, начинается оно обычно с появле­ния на детали мельчайшей тре­щины (ряда трещин), которая за­тем в результате дальнейшего нагружения прогрессивно разви­вается (увеличивается в размере). По мере развития трещины живое сечение детали постепенно умень­шается. Когда сечение детали бу — • дет настолько ослаблено, что дей­ствующие на нее нагрузки достиг­нут разрушающих величин, про­исходит окончательное разруше­ние детали. Последняя стадия разрушения протекает быстро и почти мгновенно (рис. 5.8).

При усталостном разрушении на изломе имеются две зоны: одна мелкозернистая, с так называемыми лини­ями «отдыха», нередко имеющая блестящий, как бы шли­фованный вид, и другая — зона долома — с крупнокри­сталлическим (для хрупких металлов) или волокнистым

%

строением (для вязких, . пластичных металлов). На рис. 5.9 приведен типичный усталостный излом балки крыла. На усталостных изломах по характеру рас­положения линий «отдыха» можно легко определить ме­сто зарождения трещины усталости (это хорошо видно на рисунке).

Следует указать на одну очень важную особенность усталостных разрушений — поверхность зоны усталост-

Рис. 5.9. Поверхность излома балки:

/ — очаг возникновения трещины; 2 — зона постепенного разви­тия трещины; 3 — зона долома.

ного разрушения всегда расположена перпендикулярно к направлению нормальных напряжений, возникающих при приложении внешней нагрузки.

Трещины усталости в большинстве случаев обра­зуются в местах конструктивных концентраторов напря­жения (галтели, поперечные отверстия, шпоночные ка­навки) или при наличии на поверхности деталей следов от грубой механической обработки (риски, подрезы, за­боины, глубокие царапины).

Следует иметь в виду, что явно выраженные внеш­ние признаки усталостного разрушения на поверхности изломов обычно наблюдаются только у стальных дета­лей. У деталей, изготовленных оиз цветных сплавов (магниевых, алюминиевых), во многих случаях бывает

очень трудно установить по поверхности излома харак­тер разрушения детали. Это объясняется тем, что строе­ние усталостного излома зависит от степени перегрузки: при малых перегрузках трещина усталости развивается медленно, при высоких — быстро. При медленном раз­витии трещины усталости вид поверхности излома при­ближается к виду блестящей (шлифованной, притертой) поверхности и резко отличается от зоны мгновенного разрушения. На поверхности излома видны кольцевые линии. При быстром развитии трещины усталости зоны почти не отличаются одна от другой и могут не иметь кольцевых линий. Больше того, при действии цикличе­ских напряжений одного знака, например, только рас­крывающих усталостную трещину, строение зоны уста­лости будет более крупнозернистым, чем при действии знакопеременных напряжений. В связи с этим в пер­вом случае зона усталости может слабо отличаться от зоны долома. Помимо того, усталостный излом детали из крупнозернистого цветного или жаропрочного спла­ва будет более грубым, а излом детали из мелкозерни­стой стали (сорбитовая структура) будет выглядеть бо­лее гладким.